Я не очень люблю привозить из своих путешествий всякие страшные рассказы про непредвиденные приключения, заморочки, нестыковки и проблемы. Зачастую все эти «страсти-мордасти» имеют «рукотворный характер», вызваны либо откровенной глупостью собственной или жадностью, которая и есть производное от недоумия. И вообще, если честно, везде «соломки не подстелешь», а нарваться на приключение в путешествии, что «два пальца об асфальт…» Причем на ровном месте, ни за что. Один плюс от этих историй: именно такие поездки запоминаются и, чаще всего, само приключение становится самым ярким рассказом.
В последние годы все чаще читаем на просторах инета всяко-разные жалобы на авиакомпании — то кормят плохо, то задержки странные, то цены несуразные, а то и вовсе на рейс не взяли. А истории с багажом на любой вкус найти можно. То приключение, о котором, наконец, собрался написать, будет про все сразу в огромном изобилии. А почему только сейчас решил рассказать — и сам плохо понимаю. С одной стороны, уже больше восьми лет прошло, быльем поросло… С другой, ничего, оказывается, в этом мире не меняется, особенно когда это касается транспорта, сервиса, отношений людских. Нет, конечно, это не наши далекие приснопамятные с отсутствием сервиса как такового и уважения к клиенту. Но… И в современном мире есть «место подвигу».
А главное, почему все же стал вспоминать? Соскучились руки… по клавиатуре, проснулся вдруг «творческий азарт» и решил исполнить давнее обещание —перенести сей «забойный боевик» из «устного народного творчества в эпистолярное».
Преданный мой слушатель-читатель наверняка знает, что семейство наше на всю голову «ударенное» на всевозможных речных и морских круизах. Ну, и чем спрашивается можно заниматься в долгие зимние каникулы? Конечно в дружной компании, лучше всего родственной, отправиться на очередной пароходик. В тот раз на новый 2008 год мы с семейством брата жены ринулись «круизничать» по Рейну от стольного града Амстердама до весьма заурядного Франкфурта, что на Майне. Всё как всегда, любимая круизная компания, родные до боли лица, стандартные и привычные развлечения, новые к тому моменту города и веси… И нескончаемый кайф, который мы сами себе создаем настроением, которое ничего не предвещает…
Еще готовясь к круизу, мы впервые для себя согласились с организаторами, что летим с группой по групповому же билету, но по весьма замысловатому сюжету. Компания KLM предложила нам полет в Амстердам напрямую из Москвы, а обратно с пересадкой из Франкфурта через тот же Амстердам, потому что прямых рейсов KLM из Франкфурта в Москву нет. И тогда несколько удивило, но совсем не напрягло, потому что с нашей компанией вроде как ничего не страшно, а даже забавно… Объясняли ценами, удобством, «уровнем сервиса"(!)… В общем, уговорили.
7 января дружно и как всегда обильно отмечаем Рождество сына Божьего и меня, раба Божьего! Угораздило мою маму сделать мне такой подарок.
Отмечали все это великолепие уже вместе со сборами до 4 часов утра 8-го, когда за нами приехали автобусы, чтобы везти в аэропорт. Честно признаюсь, это уже было весьма непростое занятие в нашем-то состоянии легкого нестояния. Смутно помню наши перемещения по гигантскому аэропорту Франкфурта: какие-то лифты, эскалаторы и даже воздушная железная дорога между терминалами. С багажом. В полпятого утра. В нашем то состоянии! Но у нас довольно большая группа, человек 50, сопровождающая, в общем, добрались до стойки регистрации благополучно и без потерь, поддерживая и подбадривая друг друга! Начинается регистрация, но сотрудники KLM вместо группы туристов начинают пропускать одиночных пассажиров. Если совсем честно, то нам четверым (мне, жене, шурину с невесткой) это даже хорошо, есть время отдышаться, лишний раз выскочить на улицу перекурить, морозного воздуха хлебнуть.
Наконец, дело доходит до нашей группы и мы снова не очень торопимся прорываться вперед, спокойно и интеллигентно ожидаем своей очереди. Наша сопровождающая с уже зарегистрированными туристами уходит на спецконтроль и тут… Сказать, что это шок — ничего не сказать!!! Кроме нас четверых осталась еще одна семейная пара из нашей группы, то есть всего шесть пассажиров. И именно на них в самолете закончились… МЕСТА! Да-да, вы все правильно поняли, дорогие мои. На групповой билет, купленный за 4 месяца до события, не хватило мест в самолете! Для начала выяснилось, что мы все вшестером знаем по-английски слов… десять. Зато владеем огромным количеством наших идиоматических выражений, которые сотрудники выслушали сполна! И ПОНЯЛИ ИХ, потому что стали творить чудеса, изобретая варианты нашего будущего перемещения в пространстве. На наше требование отправить нас любым способом прямым рейсом в Москву долго объясняли, что KLM в Москву из Франкфурта не летает, потому все равно будет где-то пересадка. В общем, самым правильным, решили эти… нехорошие люди, отправить нас на пересадку в… Париж! По времени рейса на Париж и стыковочного рейса из Парижа в Москву мы должны были успеть, потому нам сразу выписали посадочные талоны на оба рейса сразу.
Спецконтроль во Франкфурте нас несколько удивил, но не напряг. Искали маникюрные ножницы, воду в бутылках и… всё. Вручную, никаких тебе приборов или специальных рамок. Впрочем, нам уже было наплевать, лишь бы уже лететь. И тут второе потрясение: мы входим в самолет замечательной авиакомпании Air France! Как так?! Нас же убеждали, что лететь мы можем только KLMом, потому что у нас именно их билеты!!! Тут выясняется, что эти авиакомпании входят в единый альянс Sky Team. И значит могут взаимозаменять друг друга! Впрочем, уже черт с ним, летим в Париж! АХ, как звучит красиво… в обычной ситуации, но не сегодня!!! Бесит всё: довольно обшарпанный салон, бестолковые бортпроводники, круассан к кофе, которым можно гвозди забивать, и отказ принести простой воды моей жене вместо чая-кофе, потому что у них ее, воды, НЕТ!
Час полета и мы в аэропорту им. Шарля де Голля. Начинается бег с препятствиями: автобусы, паспортные контроли, безумные очереди, опять бег между терминалами и, наконец, очередь на спецконтроль в наш коридор на посадку. Помните, застойные годы, магазин и очередь за «выкинули дефицит»! Вот так и мы вдруг уперлись в непробиваемую стену жаждущих попасть на посадку на свои рейсы. Вижу сотрудника, якобы регулирующего процесс. Показываю посадочные талоны, прошу помочь, а в ответ: «Ваш рейс уже ту-ту…» Как ту-ту, куда ту-ту, не может быть, еще время есть?! Нет, говорит, ту-ту, стойка авиакомпании KLM вооон там, идите к ним. (Кстати, если бы этот сотрудник проявил хоть чуть-чуть ответственности, то мы вполне попадали на свой рейс, но… Хваленый, блин, «еуропейский» сервис.)
И началась вторая часть «марлезонского балета». При помощи чьей-то матери начинаем добиваться от сотрудников на стойке новых посадочных талонов на ближайший рейс на Москву. Уже вчетвером, где-то в беготне мы потеряли пару, примкнувшую к нам. Маленькое лирическое отступление. Через четыре года в январе 2012-го ровно в таком же круизе по Рейну мы оказываемся за одним столом с нашими «потеряшками», той парой, что бесследно растворилась на просторах парижского аэропорта. И НЕ УЗНАЛИ ИХ, впрочем, как и они нас. И только через неделю, когда я по какому-то поводу стал рассказывать эту историю, выяснилось, что это были именно они! Как оказалось, ребята не стали торопить события и просто остались погулять по Парижу. Вот же как бывает… А еще через год, к сожалению, главы семейства не стало, скоропостижно скончался…
Но вернемся в 8 января 2008 года. 10 часов утра, нам, наконец, выдают посадочные талоны на рейс в Москву на 14 с копейками часов. Мы уже всего боимся, даже выйти покурить, и идем в ту безумную очередь на спецконтроль. Становимся в хвост извивающейся «змеи» в рамках гибких ограничителей. В каждом аэропорту есть такие столбики с мягкой лентой, которые переставляют по мере необходимости. Вот и здесь мы мирно и уже неторопливо стали в такую очередь. Где-то на середине пути вдруг служащие перекрыли выход впереди и открыли выход за нашей спиной, то есть кто был первым, стал последним и наоборот. На возмущение уже не было сил. Два раза за час, что мы стояли в этой очереди, служивые проделывали этот «спецтрюк», логику которого понять мы так и не смогли. Впрочем, нам уже было наплевать, лишь бы время убить…
Рассказ про спецконтроль требует отдельных душевных сил. Началось с того, что наших дам заставили снять сапоги. БЕЗ КАКИХ-ЛИБО СРЕДСТВ ГИГИЕНЫ, ТО ЕСТЬ БАХИЛ ИЛИ ЕЩЕ ЧЕГО! И без стульев вообще. При этом просто обязан сказать, что такой «чистый» пол я видел исключительно на автовокзалах в приснопамятные, особенно в осенне-зимний период и где-то сильно на периферии. Напомню, что я рассказываю про один из самых больших и «крутых» аэропортов мира. Правда, справедливости ради, доложу, что время это было зимних каникул с массовым перемещением турЫстов по миру и транзитность парижского авиаузла в это время зашкаливает. Что еще нам аукнется чуть позже…
А пока на возмущенный вопль наших дам было сказано, что стул есть, вон там, метрах в ста, а сапоги сами принесете для проверки… Разумеется, строптивых надо бы наказать. И после сапог дама на проверке начала выворачивать дамские же сумочки, демонстративно небрежно с садистским выражением на лице. Досталось немножко и мне. Нашли у меня в карманах … 2 (ДВЕ!) зажигалки и предложили одну выкинуть. Одной, оказывается, подпалить самолет нельзя, а двумя можно…
Всё это было, конечно, мерзко, но самый «цирк» произошел позже. Мы уже вышли со спецконтроля и вдруг шурин мой разразился истерическим хохотом, вперемешку с родным матом. Он прошел через два спецконтроля во Франкфурте и Париже с перочинным ножом в кармане, который вообще не прятал, забыл про него. А вы говорите борьба с терроризмом, забота о людях, уважение к правам… Ну-ну…
Оставшееся время до нашего вылета мы просидели в зоне ожидания. На огромный, чуть ли не в километр коридор с выходами на посадку был один пункт питания —очень стрёмного вида забегаловка с сэндвичами и напитками. На сэндвичи не позарились, купили две маленькие бутылочки с минеральной водой и колой. Всего-то за 12 евро. Ау, кто это мне рассказывает про безумную дороговизну в наших «шариках» и «внучках»? Впрочем, буду справедливым, у нас цены действительно безбожные… Самым тяжелым в ожидании оказалось полное отсутствие мест для курения. Это сейчас в наших аэропортах полный запрет, а тогда еще были курительные зоны. А теперь все наоборот, у нас все позакрывали, зато «там»… Впрочем, тоже не везде. Но чтобы это была последняя и самая тяжелая наша потеря…
Мы, наконец, идем на посадку. Что это??? Русскоязычные бортпроводницы, приглядываемся — Аэрофлот!!! Как так, ведь должен быть этот клятый KLM!!! Это уже добило: оказывается Аэрофлот тоже входит в альянс Sky Team и нас вполне можно было отправить прямо из Франкфурта тем же Аэрофлотом напрямую в Москву!!! Тем более, что вина KLMа в наших злоключениях прямая и неоспоримая! Эх, знать бы хоть один иностранный язык, кроме нашего матерного!
Обслуживание и питание в родном Аэрофлоте потрясло, по сравнению со всем предыдущим. Говорю это вовсе не как ура-патриот или «еуропафоб». Действительно по тем временам — небо и земля! А возможность сразу по прилету в родном Шереметьево покурить в специально отведенном месте еще до паспортного контроля, а потом и после него, вселила в душу гордость за страну! Наконец, дома, приключения закончились, можно покурить, успокоиться… Ага…
Да, «балет» продолжается, хоть и на родной земле. Из четырех сданных в багаж чемоданов, из чрева аэропорта выползли два, по одному на семью. Вот именно так! Наверное, чтобы никому обидно не было. Еще час на оформление поиска багажа, еще через два дня поездка в «шарик» за прибывшими из «парижу» чемоданами, с оформлением кучи бумажек, но всё это оказалось так незначительно, по сравнению с последующим.
Мы все приехали домой ужасно простуженными с тем или иным уровнем температуры и состояния. Скорее всего, это последствия не перелета и приключений, а гнилой зимней погоды и «беганий» на перекуры на свежий воздух на теплоходе. Но через неделю Наташку мою госпитализировали с тяжелейшим двусторонним крупозным воспалением легких. Два месяца больницы, еще месяц восстановления, в общем, «ахтунг»! Вот они, зимние путешествия…
Аббревиатура KLM в нашем доме с тех пор под запретом. Любой маршрут, любые деньги, только не KLM. Лучше пешком пойдем или на машине тысячи верст. Для нас не существует теперь понятие стыковочные рейсы и экономия на «горбатых» перелётах. Нет денег — сиди дома, но только не подобная экономия «через левое ухо». Рассказы о том, как кормят в той или иной авиакомпании нас уже не заботят, поголодать даже полезно, чем есть этот фаст-фуд. Главное, чтобы прямо, вовремя, на приличном транспортном средстве.
А завершить это «страшную» историю хочу двумя короткими воспоминаниями — одно назидательное, другое, скорее смешное, хотя…
Итак, назидательное. Мой папа в начале 60-х с завидной регулярностью летал из Кишинева в командировки в Москву. Один раз уже во Внуково, зарегистрировавшись на рейс в Кишинев, домой, в самолет не попал, вместо него посадили какого-то важного партийного босса. В расстроенных чувствах и с соответствующими идиоматическими выражениями на устах, смотрел через панорамные окна аэропорта, как самолетик разбегается без него по взлетной полосе, отрывается и… на глазах падает, разбивается и сгорает. Погибли все. Домой папа уехал на поезде… Не надо гневить судьбу, она знает, что делает!
И вторая история. Есть у меня давнишний, еще кишиневский друг. Сегодня жизнь нас сильно развела, живем в разных странах, крайне мало общаемся, но в свое время были очень близки. Он певец, часто выезжал на гастроли и всегда делал всё, чтобы только не лететь. Поездом, грузовиком, на лошади — только не самолет. Логика рассуждений была такая: в любом наземном и водном транспорте есть хоть какая-то надежда за что-нибудь уцепиться, удержаться, выплыть. А в самолете … только зубами за воздух и падаешь как… де@мо без какой-либо возможности что-то сделать. Хотя это совершенно не смешно, а скорее грустно, но справедливо.
Удачи всем, друзья, и поменьше таких приключений!
ПыСы. Сия заметка — проба нового функционала. Как читается, как воспринимается. Если «ура, заработало!», то скорее буду баловать здесь читателя, а не фотолюбователя, потому что пишется мне лучше, чем фотографируется.
Что касаемо авиакомпаний... в ноябре летал ирафлотом, клм, эрфранс, россией. Лучший из них клм, потом эрфранс, аэрофлот на последнем месте по обслуживанию на борту, россия ваще ниже плинтуса, типа расстояние между креслами такое, что с моим ростом 190 я хоть убейся не могу поместить коленки.
Ирафлот же полностью скатился в дискаунтеры и по ее и по напиткам и по всему на борту. Это я грю при том, что я им много летаю и имею серебрянную карточку.